CVT или Continuously Variable Transmission – вот так еще может быть обозначен вариатор.
Хотя по внешним данным эта коробка передач ничем особенным не отличается от других автоматических трансмиссий, но работает она по совершенно иному принципу.
В вариаторе передач в принципе нет. В нем ничего не переключается. Изменение передаточного числа производится непрерывным образом. Это постоянный процесс независимо от того, разгоняется автомобиль или стоит на месте. Именно этим объясняется такая плавность хода. В автомобиле с такой коробкой находится гораздо комфортнее. Водитель и пассажиры не ощущают толчков и ударов.
По правде говоря, производители виртуальным путем могут внедрить и сюда пять или шесть передач, которые можно будет «переключать». Но это всего лишь имитация, которая позволит вариатору работать в режиме, который максимально удобен для водителя.
Мы сейчас не будет слишком углубляться в технические подробности вариатора. В двух словах можно сказать, что конструкция такой коробки состоит из двух пар конусообразных шкивов. Между ними вращается ремень по изменяемому радиусу. Боковины шкивов раздвигаются и сдвигаются. Этим обеспечивается изменение передаточного числа. Сам ремень, на котором и лежит основная нагрузка, является сложным инженерным устройством, а по внешнему виду больше напоминает цепь или ленту, которая была собрана из металлических пластинок.
Также достоинством бесступенчатой коробки передач является скорость ее работы. Ведь ей не приходится тратить время на то, чтобы переключить передачу. Например, при разгоне бесступенчатая коробка сразу же находится на пике крутящего момента. Поэтому автомобиль имеет максимальное ускорение.
Что касается особенностей эксплуатации вариатора, то тут стоит отметить высокую стоимость обслуживания в сравнении с классическим автоматом. Объяснить это можно тем, что бесступенчатая коробка очень боится перегрева. Высокие температуры внутри вариатора требуют применения специального и очень дорогого масла, которое следует менять в среднем через каждые 50-60 000 километров. А после 100 000 километров чаще всего приходится менять ремень.